ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
протокол от 04.04.2023г. № 2
УТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего
муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
"Детский сад № 14 "Теремок"
от 04.04.2023г. № 7
________________ Н.И.Степко
Положение о наставничестве
в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 14 «Теремок»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО) посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставник – это человек, который передает опыт и навыки.
2. Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 №544н), «Педагог-психолог (приказ от 24.07.2015) и настоящим положением.
3. Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
4. Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива ДОО.
5. Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности ДОО.
6. Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия нового положения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Цель наставничества – оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимально быстрого включения в образовательный процесс ДОО.
2. Основные задачи:
· Обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов:
· Молодых специалистов;
· Педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО;
· Педагогов ДОО, которые вступают в новую должность;
· Ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО, педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО; особенностями контингента воспитанников;
· Совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО;
· Совершенствовать навыки работы с ИКТ в образовательной работе с детьми и взаимодействии с родителями;
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Педагоги-наставники в соответствии с задачами:
· Изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их проблемы и трудности;
· Проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества, профессиональный уровень, интересы;
· Организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция, семинар-практикум, моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии, психологические тренинги, консультации.
1.Наставничество организуется по плану – составной части годового плана методической работы.
2.Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа заведующего.
3.Деятельностью наставников руководят заведующий и старший воспитатель.
4.Заведующий и старший воспитатель выбирают наставников по следующим критериям:
· Критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм, причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных;
· Критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
· Критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как дополнительная нагрузка;
· Критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;
· Критерий 5 – ответственность и организованность.
1. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
2. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
3. Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием срока наставничества (не менее 1 года).
4. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу подшефного педагога или наставника; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного.
5. За работу с подшефными педагогами наставникам предусмотрено вознаграждение: материальное (стимулирующие выплаты, премии); нематериальные (участие в конкурсе на лучшего наставника; включение в кадровый резерв на руководящие позиции; публичное признание заслуг наставника; награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня).
4. ПРАВА НАСТАВНИКА
1. Наставник имеет право:
· Самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;
· Привлекать к проведению обучения подшефных педагогов старшего воспитателя, зам.заведующего, психолога, социального педагога и других педагогических работников ДОО, готовых транслировать свой опыт работы. Занятия проводят воспитатели с первой и высшей категорией;
· Обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной, статистической, научно-методической документацией;
· Оценивать результаты работы подшефных педагогов;
· Представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты работы;
· Выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать транслировать его в ДОО;
· Организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.
5. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА
1. Наставник обязан:
· Изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие проблемы, ранжировать их по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса;
· Обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи, обучать в различных формах;
· Диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально обсуждать их работу;
· соблюдать педагогическую этику.
1. Наставник несет ответственность: за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий; степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов; улучшение качества образовательной деятельности, которую они организуют; уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики ДОО и требований ФГОС; этическое взаимодействие с подшефными педагогами.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.1 Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО. После издается приказ о закреплении наставников.
6.2 Изменения вносятся в положение не реже одного раза в 5 лет и утверждаются приказом заведующего ДОО.